Ольга Егошина

Эх, яблочко, куда ты котишься

  • Исаак Бабель. «Мария». Омский театр драмы.
    Режиссер — Георгий Цхвирава.
"Новые известия" 5 апреля 2016
Рецензия
Пьеса Бабеля о революционном Петрограде поставлена в Омске.

Исаак Бабель писал «Марию» в середине 1930-х, опираясь на собственные воспоминания «нового петроградца», приехавшего в столицу Российской империи учиться и оказавшегося в самой гуще революционных событий. Режиссер Георгий Цхвирава, выбравший забытую пьесу (отложенную в стол самим автором), открыл в ней пугающие переклички с днем сегодняшним.

Рукопись пьесы «Мария» Бабель отправил своему литературному крестному – Максиму Горькому и получил от него вполне обескураживающее письмо, заканчивающееся словами: «Вывод я бы сделал такой: не ставьте эту пьесу в данном ее виде. Критика укажет вам, что пьеса не в тоне с действительностью, что все показанное отжило, да и не настолько типично, чтоб показывать его». Действительно, в середине тридцатых быт революционного Петрограда казался давно зачеркнутым прошлым. В стране раскручивался маховик террора, и вспоминать разруху, распад, разложение первых лет революции явно было занятием «не ко времени». Пьеса так и осталась на годы и десятилетия вне внимания театров.

Бабель назвал свою пьесу именем персонажа, который так ни разу не появляется, но о котором говорят, думают и спорят все действующие лица (пьеса «В ожидании Годо» Беккета появится тринадцать лет спустя). Ушедшая в революцию старшая дочь генерала Муковнина Мария все время всплывает в разговорах как недосягаемый образец женщины и человека, который сам строит свою судьбу, в то время как остальные не в силах противостоять течению. Мария – там, в неопределенной дали, от нее только приходят письма и посылки. А здесь, за окном – революционный Петроград. Город разграбленный, голодающий и мерзнущий. Город, отданный спекулянтам, мародерам и бесчинствующим работникам ЧК.

На сцене театра драмы – черные тяжелые полотна-шторы открывают все новые комнаты в доме генерала Муковнина и спекулянта Дымшица. Слышны выстрелы и голоса, в проем вваливаются запыхавшиеся инвалиды (Виталий Семёнов, Виталий Девятков, Сергей Канаев). Кто без руки, кто без ног, они приносят с собой холод, страх, шлейф беды и войны. И уже до финала нам не уйти от этого сгущающегося морока общего распада.

В квартире Дымшица идет веселая свистопляска спекулянтов – продают, меняют, закладывают и выкупают. А сам хозяин Исаак Маркович (Александр Гончарук), гладкий, забавный, быстрым говорком ведет дела. И ищет себе временную подругу за сходную цену. Бывший ротмистр гвардии Висковский (Егор Уланов), породистый кокаинист, знакомит патрона с младшей дочерью отставного генерала Людмилой Муковниной (Юлия Пошелюжная). Великосветская красавица, за которой ухаживал сам Феликс Юсупов, старается удержать прежний стиль жизни: с кавалерами, поездками в театр, ухаживанием.

Но грубый быт довольно быстро разбивает наивные представления бывшей институтки. «Поманежить» поклонника не удается, за свое сало коммерсант взыскивает неукоснительно. А красавец ротмистр, подпоив девушку, к тому же награждает ее сифилисом.
И вот прекрасная кокетка – из тех настоящих женщин, которые будут кокетничать и шутить даже на смертном одре, – оказывается в ЧК, униженная, оглушенная, потерянная, в разорванном платье и со вспухшим ртом.

Кнут революции не пощадит ни хитроумного Дымшица с его бизнесом, ни ротмистра-кокаиниста, ни его благородного сослуживца, ни чудом попавшую в этот круг француженку Дору.
Тьма подвалов ЧК поглотит всех.

Не выдержав несчастья с младшей дочерью, умирает старик генерал (Валерий Алексеев). Интел¬лигент и идеалист, он с самой отставки пишет мемуары о зверствах царского кровавого режима. Но вот зверства режима нового его застают врасплох. Зря старая нянька (Наталья Василиади) молится иконам, ища заступничества. Зря ищет заступ¬ничества у любовника-большевика гордая умница Катерина Фельзен (Марина Бабошина). Зря учит «Яблочко» бывший князь Голицын (Владислав Пузырников). Тут даже недосягаемая Мария не в силах никому помочь.

В финале в опустевшую квартиру Муковниных въезжают новые жильцы. Распахиваются черные занавески – и перед нами предстает нарядный театральный зал. Полотер (Моисей Василиади) натирает пол («загадили-то его как!»). Дворничиха показывает новое жилье оробевшей беременной жиличке из подвала. «Нам бы что попроще!» – вздыхает будущая мать и вовсе не кажется осчастливленной. Уже и Бабель к 1935 году знал, что в реквизи¬рованных буржуйских квартирах пролетарии задерживались ненадолго. Георгий Цхвирава в перспективе лет и вовсе лишен иллюзий, что кого-то революция облагодетельствовала. И над притихшим залом гремит разухабистое «Яблочко»:

Эх, яблочко да с голубикою,
Подходи, буржуй,
глазик выколю…

И вдруг понимаешь, что ее удалой мотив, и посыл, и настрой удивительно отвечают каким-то чаяньям пространства, томлению душ и разброду умов.
вам может быть интересно
Александра Лаврова

Три сна о Родине

  • Карло Гольдони. «Лжец». Омский театр драмы.
    Режиссер — Александр Баргман.
  • Михаил Булгаков. «Бег». Омский театр драмы.
    Режиссер — Георгий Цхвирава.
М. Осипов. «Русский и литература». Омский театр драмы.
Режиссер Елена Невежина, художник Игорь Попов

К. Гольдони. «Лжец». Омский театр драмы.
Режиссер Александр Баргман, художник Николай Чернышев

М. Булгаков. «Бег». Омский театр драмы.
Режиссер Георгий Цхвирава, художник Эмиль Капелюш

Три премьеры Омского театра драмы на большой сцене — иллюстрация образцовой репертуарной политики: современная остросоциальная пьеса, зарубежная классическая комедия, русская классика.

Рецензия
Светлана Нагнибеда

Жизнь во сне и наяву

  • Михаил Булгаков. «Бег». Омский театр драмы.
    Режиссер — Георгий Цхвирава.
Сам по себе факт постановки великой пьесы Михаила Булгакова «Бег» именно в Омске, ставшем в свое время одним из центров белоэмигрантского движения, да еще и сегодня, в момент, когда споры вокруг событий Гражданской войны так обострились, - кажется безусловной закономерностью. Видимо, настало время для очередного осмысления нашей истории, нового взгляда на белое движение, на его исход и на те колоссальные потери человеческого капитала, которые, увы, невосстановимы.
Рецензия