История театра

Омский академический театр драмы – старейший театр города Омска, основан в 1874 году. Нынешнее театральное здание построено в 1905 году по проекту архитектора И.Г.Хворинова. Омский драматический – театр с богатой историей и традициями. В его стенах работали и работают великие артисты, режиссёры, художники. Сегодняшняя труппа Омского академического отличается уникальными качествами – в едином, хорошо сработанном и слаженном ансамбле слышен голос каждого таланта, каждой яркой, ни на кого не похожей личности, мастерство передается от одного театрального поколения к другому, «заражая» театральную молодежь особой атмосферой Омской драмы. В течение многих десятилетий Омский театр драмы признают одним из самых интересных и ярких провинциальных театров в России. Перед вами краткая летопись почти полуторавековой истории Омской драмы...

1874-1905

А первые упоминания о театральных представлениях в Омске относятся к 1765 году, когда по приказу генерал-поручика И.И. Шпрингера был создан «Оперный дом», спектакли которого шли под руководством капитана Ивана Андреева.

От истоков...

В мае 1874 года в городской роще по проекту архитектора Э. И. Эзета было построено деревянное здание театра, деньги на которое собрали сами горожане. Начала работу первая профессиональная актерская труппа.

В 1877 г. здание театра сгорело, и представления стали идти в военном манеже. В 1898 году на берегу Оми купец П.К. Сичкарев построил деревянный театр-цирк с ареной, амфитеатром и залом на 800 человек, где также шли спектакли. Однако помещение оказалось неудобным для сценических нужд, и интеллигенция требовала выстроить настоящий театр.

1905-1920

В 1901 году на Базарной площади Омска был заложен фундамент нового театра. Архитектором здания стал Иллиодор Геннадиевич Хворинов. 24 сентября (по старому стилю) 1905 года премьерой спектакля «Ревизор» Н.В.Гоголя открылся первый сезон в новом здании театра. За период с 1905 по 1920 годы в театре сменились труппы шести антрепренеров. В репертуар театра начала XX века входили спектакли по произведениям А.Чехова, М.Горького, А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого и других авторов.

1920-1931

В феврале 1920 года Омский драматический театр объявили национальным достоянием. Он часто менял название: в 1919 – 1920 годах – Большой театр; 1920 – 1921 годы – Первый государственный советский театр; 1921 – 1922 годы – Сибирский государственный театр. 1924-1929 год – Омский городской театр; 1930 - 1931 годах Сибирский театр актерского мастерства (СТАМ).

Наиболее интересна деятельность Сибирского государственного театра, который задумывался как художественно-показательный для всех городов региона. В творческий коллектив входили не только актеры драмы, но и артисты балета, хор и солисты.

1931-1941

С 1931 по 1941 годы главным режиссером омского театра был заслуженный артист РСФСР В.Ф. Торский. В труппу входили актеры, оркестр, хор и балет, при театре было открыто театральное училище. Репертуар содержал драматические и музыкальные спектакли.

В конце 1930-х годов власть обвинила театр в формализме, началось искусственное сужение диапазона художественных средств. Многие работники были репрессированы, в том числе ведущие актеры И.К. Чечет и В.И. Владимиров.

1941-1945

В 1941 году театр возглавила художественный руководитель Л.С.Самборская. В сложные военные годы она сумела сберечь Омский драматический, который и тогда репетировал, выпускал спектакли и показывал их зрителям. Выезжали на фронт концертные бригады, актёры выступали в госпиталях, мобилизационных пунктах и в сёлах.

С ноября 1941 по август 1943 года в одном здании с омским коллективом работал эвакуированный Московский театр имени Е.Вахтангова под руководством Р.Симонова. Четыре дня в неделю шли спектакли вахтанговцев, остальные - омской труппы. Многие великие спектакли вахтанговского театра родились именно в Омске. По сей день оба театра объединяет теплая дружба и сотрудничество.

1945-1968

В 1945 – 1952 годах в советских театрах синонимом реалистического искусства стало правдоподобие, сложные жизненные ситуации подменялись схематизмом, отрицательную роль играла «теория бесконфликтности». Выход из творческого кризиса Омский театр искал, обращаясь к классике. В спектаклях по произведениям А.Н.Островского, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Л.Н.Толстого играли актеры М.Н.Потоцкий, В.Я.Дворжецкий, П.С.Некрасов и другие. В 1954 году главный режиссер Л.М.Меерсон поставил ансамблевый, психологически насыщенный спектакль «Власть тьмы» Л.Н.Толстого и буффонный «Доктор философии» Б.Нушича.

Новую творческую энергию в омский театр вдохнули главные режиссеры С.Ф. Владычанский (1956-1958), Ю. А. Альховский(1958 – 1963), Е.Р. Хигерович(1963 – 1966). В 1958 году театр впервые побывал в столице, на 2-ой театральной весне, со спектаклем «В старой Москве» В. Пановой в постановке С. Владычанского. В этот период труппу театра пополнили молодые актеры: Б. Каширин, Е. Аросева, Е. Романенко, В.Канунникова, С.Мишулин, К.Барковская, ставшие в будущем звездами омской сцены.

1968-1989

Процесс взаимодействия и синтеза творческих течений, стилей, жанров развивался и при главных режиссерах Я.М.Киржнере (1968 – 1977 годы), А.Ю.Хайкине (1977 – 1985 годы), Г.Р.Тростянецком (1985 – 1987 годы). В их спектаклях многие актеры приходили к своему «звездному часу». Подлинно ансамблевым спектаклем стала «Солдатская вдова» омского драматурга Н.Анкилова (режиссер – Я.Киржнер). За работу в нем актеры В.Прокоп, Б.Каширин, Т.Ожигова были награждены Государственной премией РСФСР им. К.С.Станиславского. Т.Ожигова сыграла свои легендарные роли в спектаклях А.Хайкина: Лейди - «Орфей спускается в ад» Т.Уильямса, Катерина - «Гроза» А.Н.Островского, Нина - «С вечера до полудня» В.Розова и др.

В 1983 году омскому драматическому театру было присвоено звание «Академический». К этому времени он стал одним из ведущих творческих коллективов России. Однако в 1987 году покидает пост директора театра М.Н.Ханжаров, в Москву уезжает Г.Тростянецкий. Многие мастера сцены уходят из жизни. Необходимы были колоссальные усилия, чтобы удержать художественный уровень и зрителя.

1989-2001

В 1989 году, директором Омского академического театра драмы становится Б.М. Мездрич, а главным режиссером – В.В. Кокорин. Труппа и репертуар обновляются. Лидерами становится среднее поколение актеров (Ю.Ицков, В.Алексеев, В.Прокоп, Н.Василиади, М.Василиади, Н.Живодерова). На постановки из других стран приглашаются интересные режиссеры и художники. В театре пробуют новые формы: от бард-оперы «Московские кухни» Ю. Кима до «снов» в «Униженных и оскорбленных» Ф.М. Достоевского. Труппа проходит проверку на профессионализм и обретает новые навыки сценического существования. Спектакль «Женщина в песках» К. Абэ (режиссер – В. Петров) удостоился трех премий Национального театрального фестиваля «Золотая маска» (1997 г.).

В этот период театр много гастролировал за рубежом, выезжал на престижные международные фестивали. По инициативе Б.М. Мездрича проводился проект «Театральные сезоны Сибири», в рамках которого приглашались мастера российской сцены и интересные творческие коллективы, в том числе из других стран.

2001 – 2008

В 2001 году директором театра стал Виктор Лапухин. В марте 2002 года создан Попечительский совет театра во главе с Губернатором Омской области Л.К. Полежаевым. С 2001 по 2004 года была проведена серьёзная реставрация здания театра. Основной объем работ удалось выполнить без закрытия театра на ремонт. К реставрации были привлечены специалисты из различных стран.

В 2003 году главным режиссером театра назначен Евгений Марчелли. Его характерный и своеобычный почерк, в котором яркий авангардизм тонко сопрягается с психологической традицией, завоевал немало поклонников среди ценителей театрального искусства. Он ставил спектакли, неожиданные по форме и выразительности, провокационные по своей смелости. В 2006 году за его спектакли «Вишнёвый сад» А.П.Чехова и «Фрёкен Жюли» А.Стриндберга коллектив получил Национальную театральную премию «Золотая маска», а спектакль «Дачники» долгое время являлся «визитной карточкой» Омской драмы.

2009-2017

С 2009 года главный режиссер театра - Георгий Цхвирава. На сцене театра с успехом идут поставленные им спектакли «Поздняя любовь» А. Н. Островского, «Мария» И. Бабеля, «Бег» М.Булгакова, «Метод Грёнхольма» Ж. Гальсерана, «Три товарища» Э.-М. Ремарка и др.

В театр на постановки приглашаются известные режиссеры: Анджей Бубень, Алексей Крикливый, Александр Баргман, Александр Кузин, Борис Павлович, - спектакли которых всегда становятся событием.

Омский театр драмы ведет активную гастрольную и фестивальную деятельность, являясь постоянным номинантом Национального театрального фестиваля «Золотая маска», неоднократным участником внеконкурсных программ «Маска-PLUS», «Золотая маска» в провинции». Коллектив принимал участие в фестивалях «Театр без границ», «Новая драма», «Золотой конек», «Реальный театр», «Ново - Сибирский транзит», III межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х. Рыбакова. А также достойно представляет российское искусство на международном уровне: в последние годы спектакли омской драмы становились ярким событием на фестивалях и гастролях в Сербии, Эстонии, Латвии, Казахстане, Польше, Ирландии, Франции, Хорватии, Чехии, Германии, Болгарии.