СМИ о нас

Галина Брандт, доктор философских наук, театральный критик, Екатеринбург

У Бога особое чувство юмора

  • Иван Гончаров. «Обрыв». Омский театр драмы.
    Режиссер — Георгий Цхвирава.
Вот так всей массой, сплошняком, каждый вечер подряд посмотреть последние премьеры режиссера, который тебе давно интересен, – случай нечастый. А тут произошло. «Дядя Ваня», «Обрыв», «Свидригайлов. Сны», «Блистательный Санкт-Петербург». Сами названия говорят об уровне, на котором Георгий Цхвирава хочет говорить со своим зрителем, о чем он хочет думать, что, какие чувства переживать.
Здесь разговор пойдет о трех из них, поскольку поэтический спектакль – изящный поклон Северянину, Гумилёву, Саше Чёрному, Мандельштаму, наконец, почти забытому, а здесь так замечательно реанимированному Николаю Агнивцеву – вряд ли поддается анализу. Изысканное, с мягкой иронией, иногда печалью или улыбкой существование в этом музыкально-стихотворном кружеве актеров Леонида Калмыкова, Олега Теплоухова, Егора Уланова, а также музыкантов Виктории Сухининой (фортепиано), Светланы Широковой (скрипка), Сергея Харселя (флейта),
Максима Холода (контрабас), Александра Вальтера (джембе) действует на зрителя примерно так же, как на Пушкина «Женитьба Фигаро».
Начну с самого веселого. По крайней мере, самого стремительно-молодого, чувственного, легкого… Только диву даешься, как можно так прочитать «Обрыв» Гончарова. Здесь – и в сценографии это также выражено – главная метафора, на первый взгляд, не столько обрыв, сколько сеновал. Именно на сене (в форме, правда, скорее ложа, чем стога), расположенном Олегом Головко в центре авансцены, и творятся главные события
действия – ведь в фокусе внимания здесь чувственные страсти.
И это, как ни удивительно, оказывается вполне оправданным – все они молоды (даже бабушка Татьяны Филоненко гораздо моложе, чем в романных описаниях), полны жизни и желаний. Просторный мир их сценической жизни обрамляет по периметру забор, сколоченный из грубых, необработанных, но светлых и ярко освещенных досок. И забор этот совсем не преграда для героев, весь спектакль они – по крайней мере, мужская часть представленных персонажей – то и дело легко перелетают через его высоченные стены, метафорически демонстрируя, кроме прочего, вероятно, стремление вверх, к жизненной вертикали. Легкость тут вообще, пожалуй, главное эстетическое качество. Имею в виду прежде всего сам способ актерского существования: быстроту, точность и какую-то свежесть реакций героев во взамоотношениях друг с другом. Неожиданно красивый, интересный с какой-то как будто постоянной внутренней улыбкой в начале спектакля Райский Егора Уланова. Абсолютно покоряет своей несценической привлекательностью и манерой игры Вера Фролова – Марфенька. Как и вообще все деланно сердитые отношения ее героини с трогательным, тоже не лишенным, однако, открытых эротических вожделений Николкой Леонида Калмыкова, Скажем сразу, счастливый союз Марфеньки – Николки, пожалуй, чуть не единичное исключение во всех рассматриваемых здесь спектаклях. И в «Обрыве», несмотря на общий светлый и радостный камертон жизни, все связи либо действительно обрываются, либо так и не завязываются. Например, неожиданно подробно в спектакле представлена история неутоленной жажды чувственной любви Уленьки Алины Егошиной, ее неудовлетворенности отношений с мужем, так отчаянно, так всепрощающе, в свою очередь, любящем ее в исполнении Артёма Ильина. Рефреном спектакля становятся быстрые любовные с молниеносно меняющимися кавалерами игры по-женски сочной прислуги Марины Ларисы Свирковой, которые заканчиваются звуками за сценой ударов хлыста вечно угрюмого (по понятным причинам) у Виталия Семёнова мужа Марины – управляющего
Савелия. Своя неслучившаяся история просматривается в образе агрессивно-сексуальной Крицкой Юлии Пошелюжной. Наконец, конечно, трагическая любовь Веры – Волохова. Откровенно говоря, думаю, что дуэт Ирины Бабаян и Артёма Кукушкина имеет гораздо больше художественных возможностей, чем было представлено в сюжете отношений их героев, который и в романе, и, по-видимому, в спектакле должен быть центральным. Позволяю себе это заметить после восхищения созданными актерами образами Томасины в «Аркадии» и Астрова в «Дяде Ване». Возможно, отчасти виновата сама литературная основа: главная проблема, которая встает между Верой и Марком у Гончарова, совсем неактуальна сегодня. Но, так или иначе, их образы, мысли-чувства, страстные притяжения-отталкивания, наконец, разрыв представлены вполне внятно, однако не более того.
Не могу сказать, что убедил и финал. За всеми этими так выпукло представленными страстями других героев о Райском как-то успеваешь не то чтобы забыть (он явлен здесь едва не в каждой сцене), но история его любви к Вере оказывается не в центре внимания. Однако именно эта драма, его одиночество, с проступающими на лице слезами отъезд, неожиданно становится финальной точкой действия.
Но некая расфокусированность целого вполне компенсируется замечательно представленным в спектакле контрапунктом – сопряжением атмосферы радости, чувственности, вечной жажды любви и тех трагических несовпадений, которыми, как в нем показывается, полна человеческая жизнь.
Тема несовпадения, неслучившегося, невозможности осуществления самого главного человеческого желания становится центральной и в «Дяде Ване». Этот выдающийся, на мой взгляд, спектакль заслуживает, конечно, специального подробного описания. Потому что чуть не каждая сцена в нем – отдельный маленький шедевр. Потому что здесь явлено замечательное искусство произносить слова так, что они звучат как в первый раз.
Потому что здесь отчетливо обозначилась самая сильная сторона режиссуры Георгия Цхвиравы – умение увидеть из сегодняшнего дня человека удивительно подробно и потому совсем неожиданно. Потому-то не только мало в общем знакомые (точнее, хорошо забытые) герои гончаровского романа, но и близкие – Войницкий, Астров, Соня и даже Вафля (здесь Иван Маленьких) – притягивают к себе необычайной свежестью, оригинальностью, продиктованной прежде всего их точным в настоящем времени существованием.
И я не буду описывать, как отчаянно, до смешного, до почти сумасшествия – чего стоят одни костюмы, в которые он наряжается, чтобы попасть в цвет, в шикарный стиль с Еленой, – влюблен маленький, невзрачный, но легкий от опьянения ее близостью дядя Ваня Олега Теплоухова. И как на него похожая (просто физиономически) тяжело сосредоточенная на своем чувстве к доктору прекрасно-странная Соня Кристины Лапшиной. И какой, как будто мерцающий – то почти цинично-спокойный, равнодушный, то вдруг полный чувственных наваждений – Астров у Артёма Кукушкина, как по-новому, затрагивая самые болевые точки, умеет актер произнести чеховский текст. Я не буду писать, с какой невероятной собственно изобразительной энергией придуман Олегом Головко и Булатом Ибрагимовым спектакль: и в фантастических костюмах героев, и в тех перипетиях, которые здесь претерпевают бумажные стены, и каким художником, масштаба Джексона Поллака, здесь оказывается доктор… она здесь хлещет, на мой вкус, так даже через край (знаменитая фраза Астрова про Африку дает повод с первой же сцены появиться здесь папуасам, а что спровоцировало авторов одевать временами всех персонажей в костюмы пасечников, даже трудно определить).
Но не могу не сказать о двух вещах. Во-первых, об удивительном жанре. Спектакль балансирует между острым, ярким, местами эпатажным модернистским выпадом, предельно условным, временами (как шикарная сцена примерения Сони и Елены с дуэтом-ревом по неслучившейся любви) откровенно ироничным, с одной стороны, и глубокой, тонкой психологической проработкой характеров – с другой. Как это оказывается возможным – загадка, но она и составляет, собственно, главную эстетическую манкость спектакля. И еще о теме. О том, что здесь главной трагедией оказывается не развенчание дядей Ваней их коллективного заблуждения – «мифа ученого Серебрякова» – и даже не зря прожитая из-за этого заблуждения их с Соней жизнь. Трагедия, повторюсь, та же. Нелюбовь. Несовпадение. Невозможность счастья в любви. А все остальное – по большому счету – и не имеет значения. Обжигает фраза 47-летнего дяди Вани про то, что чем-то ведь надо занять еще лет 13 отпущенной ему жизни.
Уже «не случилось», а как тогда? зачем и почему существовать?
И было бы совсем невыносимо грустно, если бы не неожиданно теплое, трогательное совместное поедание заботливо приготовленного няней Любови Трандиной супа с лапшой в финале. Тут брезжит и смирение, и принятие, и значит, возможность все равно как-то быть на этой земле.
Интересно, что даже история Свидригайлова, рассказанная театром, по-своему разворачивается вокруг того же. Конечно, прежде всего это site-specific спектакль, главным героем здесь является место – и это очень точная реплика режиссера в общем театральном панегирике – специально организованной к 200-летию Достоевского программе «Золотой маски». Про острог, находящийся точно на месте театра, про замечательно воссозданный Булатом Ибрагимовым образ казармы с нарами и тусклым, убивающим человеческое в человеке светом, сказано и написано уже много (в том числе автором этих строк), обратим здесь внимание на другое. Для меня не убедительно суждение о том, что в спектакле показан совсем другой Свидригайлов, что у Александра Гончарука мы впервые видим, сколь добр и даже благороден был этот в привычном понимании растлитель, шулер и законченный циник. У Достоевского «законченных» не бывает, у него всегда «широк человек», и Свидригайлов – не исключение. Интересен акцент – здесь Свидригайлов прежде всего несчастливо влюбленный человек. Он долго ждет пробуждения Раскольникова в первой же сцене спектакля, чтобы говорить с ним о Дуне. Все его не очень благовидные подслушивания и затем шантаж продиктованы необходимостью добиться встречи с ней.
Именно эта встреча стала не поводом –самой глубокой, сущностной причиной самоубийства: чем заполнить жизнь оставшиеся тринадцать или около того лет? Не женитьбой же, в самом деле, на 16-лет-
нем ребенке. Не всё (и не все) в этом спектакле показалось точно сделанным. Вязкая, недостаточно структурированная драматургическая основа (хотя при отмеченном выше ракурсе в ней есть логика последовательности сцен – это путь Свидригайлова к своей последней цели, последней, как окажется, надежде на Дунино «да»). Если Свидригайлов здесь тщательно психологически проработан – замечательно неуверенный, как будто скользящий по последней кромке, отделяющей от смерти, жизни, то Раскольников Артёма Кукушкина, тоже не последнее в спектакле лицо, явно недопроявлен. Как он относится к протоганисту спектакля? Что сам представляет из себя? – вопросы остаются незакрытыми. Наконец, сама Дуня Юлии Пожелюжной просто обозначена здесь. Только Соня, которая у Кристины Лапшиной сильная, спокойная, с низким уверенным голосом и прямым твердым взглядом, поражает неожиданной возможностью быть такой. В одной из других, не упоминаемых здесь премьер театра не
самая умная героиня бросает сакраментальную фразу: «У Бога особое чувство юмора. Он обращает наши сердца к тем, кто не имеет на них никакого права». И, добавим, к тем, чьи сердца обращены совсем в другую от наших сторону. Может быть, это главная трагическая загадка жизни – неподвластность чувства любви самому его обладателю. Обреченность любить не того, кого бы надо, и быть любимым не тем, кем бы так желал.
Галина Брандт, доктор философских наук, театральный критик, Екатеринбург
Июнь, 2021 год

10 июня 2021 Подробнее
Рецензия
Ирина Ульянина, журналист, писатель, Новосибирск

Не обман - страсть, и не вымысел, и не лжет...

  • Иван Гончаров. «Обрыв». Омский театр драмы.
    Режиссер — Георгий Цхвирава.
Меня однозначно и бесповоротно увлек «Обрыв», поставленный Георгием Цхвиравой в кинематографической стремительности сменяемости картин, – многостраничный, местами скучновато вязкий роман подан как бестселлер, притом пронизанный электричеством сексуальности. Смотришь, словно в ускоренной съемке, однако и с рапидами, и это чередование ускорений и замедлений действия весьма на пользу выразительности, когда не утрачены емкость, обаяние, богатая стилистика произведения и возникает полное соответствие сегодняшней суматошной жизни.
В программке значится, что в основе пьеса Адольфа Шапиро – по ней некогда состоялась премьера в МХТ, и далее пьеса использовалась в немногочисленных и разного достоинства постановках. Сравнивать – дело неблагодарное и неблагородное, но, даже на слух сравнив пьесу и текст, звучавший на сцене, я убедилась, что режиссер проделал огромную работу, не просто меняя одно слово на другое в репликах, а компануя огромные массивы первоисточника в достаточно компактные цитаты, ставшие репликами. Титанический труд, позволивший не растратить своеобычности классика и приблизить смыслы. Этому, безусловно, способствовала, и декорация Олега Головко, в ней присутствует архаика: желтеют свежеоструганные доски, выстроившиеся в высоченный забор, пылит сено, дремлет незапряженная телега. Таков мир, созданный рачительной Бабушкой, но стоит войти в него другому поколению, и декорация оживает, – через ограду можно перемахивать, и в ее крепости есть лазейки, каких только способов не изобретает страсть, стремясь на запретно-вожделенные свидания. Страсть, как я и говорила ранее, становится движущей силой созидания и разрушения, сильнее не сыскать... «И манит страсть к обрыву».
... Статный, высокий, молодой и красивый Райский – актер Егор Уланов, одетый в эффектное черное, приезжает, объявляя, что намерен работать над романом, и ни секунды мы не видим его за работой. Попеременно соблазняет девушек – актер мимическим рисунком показывает, что остывает к этому занятию уже на середине пути и ничего у него не остается, кроме вопросов к самому себе. По приезде он радостно вроде обнимается с бабушкой Татьяной Марковной – заслуженной артисткой России Татьяной Филоненко, играющей яркий, уверенный расцвет зрелого возраста, а далее томится скукой и самим собой, наблюдая, как течет подлинная жизнь: сигает по ночам за забор Марина (актриса Лариса Свиркова), которую наказывает вожжами супруг, бежит от доброго мужа Уленька (актриса Алина Егошина), а он продолжает ее любить. В повседневности, требующей трудов и терпения, смирения, нет ничего романно-яркого, может, потому персонажей так манит обрыв с губительными страстями?.. Единственный способ избежать той пропасти – уехать. Синопсис спектакля умещается в пару фраз, а его воздействие остается с тобой навсегда. Я не рассказала о Вере (актриса Ирина Бабаян) и Волохове, так это и неописуемо, их любовные сцены и «тяга к пропасти» – самые сильные в спектакле, который необходимо видеть. Не чтобы избежать обрыва, а чтобы вкусить полноту бытия через искусство.
                        
12 июня 2021 Подробнее
Рецензия
Лев Закс, ректор Гуманитарного университета (Екатеринбург), завкафедрой этики, эстетики, теории и истории культуры Уральского федерального университета, доктор философских наук, профессор, Екатеринбург

О времени и о тебе

  • Светлана Алексиевич . «Время секонд хэнд». Омский театр драмы.
    Режиссер — Дмитрий Егоров.
«Время секонд хэнд». С. Алексиевич.
Омский академический театр драмы.
Режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев.

«Время секонд хэнд» — спектакль по книге Светланы Алексиевич, только что поставленный Дмитрием Егоровым в Омской драме, сопротивляется жанру «экспресс-реакции», блоговскому лаконизму. Уж очень о важных вещах там разговор. И разговор не по нынешним «обыкновениям» глубокий и тонкий.
Рецензия