Екатерина Кулакова, драматург, театровед, Омск

Психея и Лилит камерного Чехова

Рецензия
Ярко и безапелляционно в размеренную и весьма расслабленную жизнь Орлова, за которым серой тенью следует Неизвестный, вторгается Зинаида Фёдоровна (Кристина Лапшина) – женщина-стихия, которая моментально перекроит все холостяцкое пространство под себя. Героиня Кристины Лапшиной – весьма нетипичный характер изображаемой эпохи. Девушка молодая, дерзкая, наивная в своей тяге к возлюбленному, смело решает уйти от мужа и начать жизнь заново. Но по омской Зинаиде не скажешь, что это уже опытная женщина, побывавшая в браке и осознанно готовая перечеркнуть всю свою прошлую жизнь – в спектакле Равинского она будто влюбляется впервые и с подростковым твердолобством идет вперед к завоеванию любимого. Она будто не знает, что такое отказ, да и зачем быть осторожной в проявлении чувств. Кристина Лапшина в этой роли – вся порыв, в этой героине женская мудрость дремлет. Благодаря такому несоответствию Зинаида Фёдоровна высвечивается особенно: кипучая, энергичная, неукротимая, затем вдруг сталкивается с трагедией и погружается в горькие переживания…
Стоит отметить, что Егору Равинскому весьма удались именно женские образы, пусть женщин совсем и немного в спектакле. Горничная Поля (Алина Егошина) тоже носитель яркой энергии, но совсем другой, нежели Зинаида. Если героиня Лапшиной – это леди, представительница высшего света, пускай и слишком экстравагантная для своих юных лет, то Поля – это архетип хитрой, наглой женщины из народа. Они – как Психея и Лилит. Одна живет, чтобы хорошо было душе, а другая, чтобы хорошо было телу.
Поэтому и подчеркнута сексуальность Поли и ее раскованность, и не скрывается смелость в поступках, и звучит из ее уст оправдание воровству – все говорит о том, что эта женщина полна витальной энергии: нет-нет, такая никогда не погибнет от неразделенных чувств, не зачахнет при родах, она выживет всегда.
На фоне столкновения двух разных по природе женских персонажей совсем иначе воспринимается мужской мир. Кажется, что нет в этом мире мужчин, которые могли бы соответствовать по глубине переживаний этим героиням. Орлов и его друзья – Пекарский (Егор Уланов), Кукушкин (Владислав Пузырников) и Грузин (Артём Кукушкин) – выглядят масочно. Хотя нельзя не отметить, что трио друзей, характерные персонажи, воплощены с высочайшим актерским мастерством. Весьма удачным показался дебют на сцене Академического театра драмы Артёма Кукушкина в роли Грузина – пространство для создания характера у него шире, потому как у Грузина есть предыстория: он не просто друг Орлова и затравленный жизнью многодетный отец, он еще и кум Зинаиды Фёдоровны, то есть человек, который мог бы стать связующей нитью между этими персонажами. Кукушкину удается воплотить сложный характер, человека с расколотой душой, потерявшего всякие жизненные ориентиры.
Фундаментом и спектакля Равинского, и повести Чехова становится Неизвестный – персонаж сложный, многомерный: молчаливый наблюдатель, скрывающий большие тайны и чувства и отказывающийся от своей первоначальной миссии ради женщины, которая влюблена в другого. Тонкая работа Олега Беркова. В спектакле используется один очень яркий визуальный ход – история прошлого зазвучит в тот момент, когда на сцену начинает сыпаться струя песка, так рассказчик-Неизвестный как будто вещает из песочных часов, пересыпая из горсти в горсть свои воспоминания. Шелест песка убаюкивает, интонация рассказа Беркова весьма доверительная, в итоге все сплетается в воспоминание-исповедь, историю, в которой открываются все новые и новые двери, новые глубины души Неизвестного, новые комнаты с секретами. Это метафора зарифмована и в художественном оформлении спектакля. Алексей Вотяков создает декорацию, изображающую дом Орлова, которая сперва кажется одномерной, но в процессе открываются двери, за ними еще двери, и появляется сразу несколько спрятанных в доме пространств.
«Рассказ неизвестного человека» – спектакль для тех, кто любит погружаться в историю души и открывать второе дно в самых неочевидных ситуациях.