Режиссер – Роман Самгин
Молодые мои старики
Если бы этой пьесы не существовало, ее следовало бы выдумать. В том числе для того, чтобы поставить по ней
спектакль в Омском академическом театре драмы с Валерией Ивановной Прокоп и Валерием Ивановичем Алексеевым. Народными артистами России, которые принадлежат к числу актеров, определяющих творческий облик Омского драматического уже несколько десятков лет.
Очевидная и при этом роскошная идея воплотить на омской сцене пронзительную историю о разлучаемых не очень чуткими взрослыми детьми нежно любящих друг друга пожилых родителях реализована театром в содружестве с московским режиссером Романом Самгиным. Чьи постановки, по крайней мере, в Омской драме, как правило, успешно сочетают в себе зрелищность, эмоциональность и смысл. Поданный ненавязчиво, но художественно убедительно и эффектно.Вот и в пьесе, а точнее сценарии, Вины Дельмар, наверное, непринадлежащем к вершинным образцам мировой драматургии,Самгин нашел не только сценические достоинства, но и повод для глубокого разговора о главном: добре, которое есть мерило всего, красоте, что остается в душе человека навсегда вопреки
беспощадному времени и любви, всеобъемлющей и не имеющей
предела. Разумеется, «Дальше – тишина...» в Омском театре драмы – спектакль по своему принципу бенефисный. Это и в самом деле бенефис двух великих актеров, которые в данном случае, и это не
только свойство материала, но и принципиальное для идеи спектакля режиссерское решение, играют практически одного человека. Ведь Барклей и Люси Купер (Валерий Алексеев и Валерия
Прокоп) прожили в мире и согласии больше полувека. И по изначальному родству душ, и по неизбежной, но очень при этом органичной привычке друг к другу они не могли не выработать
единого типа рефлексии и восприятия мира. Да, Барклей при этом обладает взрывным темпераментом, а Люси – умудренно невозмутима. Но в своих поступках, в своих
оценках той или иной житейской ситуации они абсолютно схожи. Потому что привыкли, не размышляя, делать то, что нужно и
правильно. А правильно – это и выйти замуж за того, кого любишь, невзирая на скромные материальные возможности твоего избранника, и вложить все силы в воспитание детей, не задумываясь, о том, насколько они будут впоследствии благодарны... Правильно – прийти поздравить с днем рождения сына, хотя он уже не мальчик, а вполне солидный банковский служащий. Правильно – отказаться от слишком тяжелой для жены работы, хотя эта работа и дает надежду на желанное воссоединение. Правильно – броситься к супругу через сотни километров, если у него вдруг пошатнулось здоровье. Правильно, наконец, – скрыть друг от друга тот весьма вероятный факт, что эта встреча в ресторане старого отеля за пару часов до отхода поезда – ваше последнее свидание на этом свете. И для того чтобы сыграть эту синхронную внутреннюю силу, эту безусловную уверенность в правоте своего ежечасного выбора при этом в довольно элементарных сюжетных коллизиях пьесы, нужны большой талант и огромный сценический опыт, естественно, присутствующие у корифеев Омской драмы. Концепция спектакля, да и пьеса сама по себе, позволила продемонстрировать свою профессиональную квалификацию и другим актерам, занятым в постановке. Очень сильными по исполнению получились старший сын Куперов Джордж и его жена Анита у Владислава Пузырникова и у Анны Ходюн. Перед зрителем не просто эгоистичный и слишком хорошо научившийся сводить доходы с расходами отпрыск и его склочная супруга, только и ждущая случая выставить из дома престарелую свекровь. И Джордж, и Анита, может быть, в разной степени, но осознают, что когда-нибудь наступит время, когда и им укажет на дверь квартиры их сегодняшняя юная гулена дочь Рода (Алина Егошина, Кристина Лапшина). В сцене объяснения Люси с Джорджем, когда обиженная сыном, но все-таки очень любящая его мать берет на себя самую тяжелую часть разговора и сама вызывается переехать в пансионат для пожилых дам, это чувствуется особенно.
Много в спектакле и традиционно качественных для омского
драмтеатра характерных ролей. Очень удачный образ нашел для роли аптекаря Левицкого Николай Михалевский. Это простак, знающий, однако, о жизни главное, своеобразный состарившийся Форрест Гамп.
Дети Куперов: пустышка Нелли (Екатерина Потапова), экзальтированная Кора (Лариса Свиркова) и Роберт (Егор Уланов, Николай Сурков), ведущий богемный, а скорее маргинальный образ
жизни, зятья Гарвей и Билл (Руслан Шапорин и Виталий Семёнов), миссис Левицкая (Наталья Василиади), адвокат Хоппер (Олег Берков, Иван Курамов), шеф Джорджа Хеннинг (Сергей Оленберг) – все это добротные, украшающие спектакль роли. И все же в мире, который создает Роман Самгин по тексту Вины
Дельмар, все они – свита, которая играет короля и королеву Барклея и Люси. Старшие Куперы и их любовь – главные герои и основной сюжет постановки. При этом Валерия Прокоп и Валерий Алексеев не акцентируют возраст своих персонажей. Понятно, что они уже очень не молоды, но физической ветхости у них нет и следа. Это еще бодрые и очень внутренне молодые старики. Так что сочувствующему зрителю не грех и размечтаться: а что, если и правда найдет Барклей приличную работу, снимет комнату, вызовет к себе свою Люси и доживут они мирно и счастливо столько дней, сколько отпустит им судьба.
Кажется, на такую развязку уже за пределами сценического времени и пространства, хотя, конечно, в большей степени на встречу героев за пределами времени и пространства земного бытия,
новый спектакль Омской драмы в постановке Романа Самгина дает надежду в очень большой степени. Потому что настоящая любовь, которой обстоятельства и люди не позволили довоплотиться на земле, по справедливости в лучшем из миров обязательно должна быть вознаграждена. Хотя бы бесконечностью.