И коль уж мы признали «Женитьбу Фигаро» Александра Кузина актерским спектаклем, поговорим не о режиссуре, а о работе актеров. В паре молодоженов Фигаро (Игорь Костин) и Сюзанна (Мария Токарева) ведущей становится строптивая невеста. Мария Токарева, кажется, рождена для комедии – она легко вписывается всем своим существом в бодрый темпоритм спектакля. Сюзанна Марии Токаревой – настоящий черт в юбке, и кажется, что именно она дирижирует всем происходящим. Фигаро же будто заранее знает, что все обязательно пойдет по плану. Но в тот момент, когда герой узнает, что любимая, верная Сюзон может оказаться обманщицей, Фигаро становится поистине трагическим персонажем. Его рассуждения в ночном саду о возможной измене переносят зрителя из фривольной комедии в мнимую, происходящую в этот момент только в воображении Фигаро трагедию. Но ритм, заданный драматургом, заставляет нас вместе с героями резво перескочить эту мрачную страницу и снова направляет все в комедийное, легкое русло: где жена прощает титулованного мужа за измену, а ловкие слуги остаются с незапятнанной репутацией.
Графиня (Анна Ходюн) кажется одним из самых точных попаданий в образ: у Ходюн получилась госпожа, которая, без сомнений, благородна, мудра, но вместе с тем легка и способна на неожиданные поступки. Ее костюм – шикарное платье на барочном кринолине – недвусмысленно намекает, что героиня Ходюн самая благородная из всех присутствующих. Но вскоре эту возвышенную особу ждет перемена – она весьма заинтересована вниманием к себе юного Керубино (Иван Курамов), и вот идеальная женщина уже не неприступная скала, а живая, открытая чувству молодая девушка, которая будто и не знает, что делать с чувствами юнца. Она живо наблюдает за развитием событий, провоцирует и смело подыгрывает своему поклоннику. Графиня воплощает собой игру, и несмотря на двусмысленное положение, в которое ее поставили похождения графа Альмавивы (Руслан Шапорин), именно она станет победителем в этой изощренной партии.
Керубино в исполнении Ивана Курамова предстал перед зрителями не по годам рослым подростком. Хотя, поведение Керубино как раз-таки не детское. Курамов даже не пытается играть малыша, его легкая робость обусловлена сословным несоответствием предмету своих любовных восхищений. Безусловно, кудрявый переросток в коротких штанишках, а затем и в женском платье – яркая комедийная краска спектакля. Такого крепкого молодца уже не спрячешь среди пастушек. Иван Курамов весьма пластичен в этой роли, ему удается воплотить характер героя, не опошлив его.
Пространства для этих заметных актерских работ предостаточно: режиссер решает мизансцены весьма статично, будто выставляя на показ своих прекрасных актеров, облаченных в не менее прекрасные наряды. Спектакль мог бы получится плоским, перегруженным по тексту, музыкально пустым, если бы не потрясающий актерский ансамбль Омского театра драмы, который сам по себе событие, в какие декорации его ни помести.
Радостно, что в репертуаре омского театра появилась классическая постановка, решенная без пошлости и передергиваний, где комедия искрится яркими характерами, а не развлекательными вставными номерами. Хотя нет, один вставной номер все-таки есть – это куплеты героев в самом финале. Любопытно, что этот не соответствующий режиссерскому решению номер вовсе не придуман постановщиком, это фантазия драматурга. Александр Кузин решил подойти к классику максимально подробно, оставив и эти куплеты. Которые, надо заметить, исполнялись отнюдь не всеми музыкально. И если режиссер идет от текста все два акта, не делая экивоков в сторону большого оперного прошлого этого сюжета, то финальный номер возникает весьма внезапно и не выглядит логичным. И наоборот, если бы музыки было больше в спектакле, то и финал стал бы куда более понятным.
Но, в конце концов, это история про Фигаро, а величайший плут всех времен не должен быть логичным.