Валерия Калашникова

«Ставок больше нет»

Рецензия
Омские зрители уже узнают творческий почерк режиссера Александра Кузина – с его любовью к артисту, уважением к автору, чуткостью к тексту и изящной простотой в подаче материала. После трех спектаклей, которые он поставил в театре драмы, опять увидеть его имя на афише дорогого стоит. Это значит, снова будет синтез того самого, русского, психологического, со вкусом сделанной «картинки», музыки звучащего слова и, конечно, живых актерских работ. И «Свадьба Кречинского» по пьесе Сухово-Кобылина зрительские ожидания не обманула. Как под гипнозом зал смотрит, как в полной тишине огромная люстра медленно поднимается вверх под потолок дома Муромских. Подан свет, комедия началась. Талантливый мошенник и разорившийся дворянин Михаил Кречинский (главную роль режиссер вновь отдал Руслану О спектакле «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина. Режиссер – народный артист России Александр Кузин Премьера Премьера Шапорину) пытается разыграть еще одну партию и, пустив в ход всю свою ловкость и обаяние, жениться на Лидочке – дочери богатого помещика Муромского (Сергей Оленберг). Нужно добиться главного – вернуть долги и имя. Игрок с огромным опытом, он прекрасно чувствует «соперника» и знает, какую тактику выбрать для победы. Поэтому он терпеливо беседует с помещиком о прелестях деревенской жизни. Морочит старику голову своим фальшивым единодушием и убеждает в чистоте намерений к Лидочке. Отлично знает он, как войти в душу и к тетке Атуевой (Валерия Прокоп), которая сама еще та манипуляторша. Со своим стремлением наладить порядок, как принято в лучших домах, доведет до белого каления и Муромского (в мизансценах Прокоп и Оленберга целая россыпь нюансов, которыми можно любоваться бесконечно), и швейцара Тишку (Александр Соловьёв), и кого угодно. Стоит только Кречинскому на французский манер протянуть «комильфо», как она готова отдать племянницу эдакому франту. Доверчивая деревенская красавица в исполнении Марии Токаревой, кажется, еще вчера была девчонка-подросток. Капризная, с характером, себе на уме, которая под воздействием романов и воспитания тетки стремится замуж, чтобы только поскорее войти в свет большого города. Туда, где постоянно устраивают балы, исключительно правильно ставят ударения в словах и, видимо, никогда не скучают. Так чем же она хуже? Токарева добавляет своей героине комических, острохарактерных оттенков, порой даже чуть перегибая с нарочитой манерностью в интонациях. Но вот странный поворот: в ее простоватой с виду Лидочке сложно разобрать, где наивность и доверчивость впервые влюбленного девичьего сердца, а где – свой женский расчет. Кажется, эта женитьба – в каком-то смысле игровая партия и для нее. Недаром Кузин предупреждает зрителя, читающего аннотацию к спектаклю: «каждый персонаж – это своего рода оборотень». Ну уж если и не оборотень, то с двойным дном точно. В Кречинском, каким создает его Руслан Шапорин, не чувствуется ни усталости от жизни, ни внутренней израсходованности, ни пустоты, как часто бывает в постановках этой пьесы. Он игрок. Таков образ его жизни и мыслей – чем выше ставка, тем азартнее. Он любит деньги, роскошь и не откажется от халата с алой оторочкой, даже если дом холоден и пуст, а камердинер Фёдор (Степан Дворянкин) в очередной раз констатирует, что у хозяина не осталось ничего, кроме долгов. Но теперь игра вышла на грань, где заканчивается сила фортуны и начинается драма человеческих отношений. Кречинский проворачивает свою самую большую аферу с бриллиантовой булавкой невесты. Свадьба еще нескоро, а Щебнев (Александр Гончарук) требует отдать карточный долг уже сегодня. Иначе – будь уверен – гадость сделает с самыми нежными глазками, ведь у него к Кречинскому давно «счетец» есть. В пьесе Кречинский посвящает в свои планы женитьбы на Муромской для расплаты с долгами своего друга Расплюева (психологически точная и подробная работа Валерия Алексеева). Кузин дает в «свидетели» Кречинскому самого зрителя. В репликах апарт, стоя на авансцене под единственным лучом света, он признается и в одержимости деньгами, и о давно забытой страсти. Меняется тон голоса, манера говорить, слова подхватывает эхо. В этом неожиданном контрасте планов, внезапном двойничестве открывается совсем другая грань героя. Занудный в своем поиске правды Нелькин (Игорь Костин), главный до появления Кречинского претендент на руку Лидочки, тоже совсем не прост. И у него своя «игра». Раз Лидочки ему не видать, так надо хоть отомстить сопернику, вывести его на чистую воду. Но отнюдь не ради девушки, которую он как будто бы любит и хочет спасти. Все ради мелкого, но все же реванша за главную партию, которую он проиграл. А что же про любовь? Кажется, отношения Лидочки с Кречинским почти не имеют развития, каждый просто идет к своей цели. Муромская как будто бы не знает о его далекой до безупречности репутации. Красив, умен, эффектен, убедителен. И большего не надо. И поэтому, возможно, не режет финал, когда афера с подложным солитером раскрывается и Лидочка понимает, что обманута Кречинским. Свадьба просто не состоится – и все тут. И жизнь пойдет дальше. В былые времена подобный исход был бы фатальным, и новое замужество Лидочки было бы под большим вопросом. В спектакле Кузина социальный план с его тотальной зависимостью от общественного мнения как будто снят. Да и правильно. Современному молодому зрителю сложно представить, как публичный обман может обернуться позором для всей семьи и поставить крест на судьбе молодой девушки, перед которой закроются все двери. Настоящая трагедия в этом, пожалуй, только для помещика Муромского. Сергей Оленберг создал трогательный и мгновенно забирающий зрителя в союзники образ – человека глубоко порядочного, честного, интуитивно чувствующего натуру людей и желающего единственной дочери счастья. В нем нет ни капли самодурства, он простодушен, но далеко не простак. С таким набором качеств ему вполне простительно иметь свои причуды вроде трепетной любви к бычкам или повышенной сентиментальности в воспоминаниях о деревенской жизни. Когда афера раскрыта, больше всех хочется сопереживать именно ему. Он предательски обманут. Потому что поверил и принял мошенника в свою семью, изначально не желая этого брака. Обмануты Муромские, обманут ростовщик Бек (Николай Михалевский), которому вместо бриллианта подсунули фальшивку. Торжествует в своей мелкой мести Нелькин. Уходя навсегда из дома Кречинского, Лидочка оставляет ему легкую улыбку – не то снисхождения, не то разочарования, не то прощения. И нет-нет да промелькнет мысль: а может, все же была любовь, та самая, настоящая, вне игры? «Свадьба Кречинского» – четвертая работа Кузина с омской труппой после «На всякого мудреца довольно простоты», «Сирано де Бержерака» и «Женитьбы Фигаро». Спектакль хорош и интересен своей ансамблевостью, массой игровых нюансов с теплым и умным юмором. Блестящая литература, великолепный язык и невероятно современная история. История больших денег и человеческих чувств, которые, к сча- стью, даже сегодня невозможно купить.