<< В ВЕРСИЮ ДЛЯ
  СЛАБОВИДЯЩИХ

Старший сын (2007 - 2011)

Основная сцена

Александр Вампилов

Старший сын

Семейная история в двух частях

Режиссер-постановщик - Галина Бызгу
Художник-постановщик - Алексей Вотяков
Композитор - Александр Журавлев
Художник по свету - Евгений Ганзбург

Эта история начинается с обмана, когда двое молодых людей, опоздав в чужом городе на электричку, в поисках ночлега попадают в дом Сарафановых, где один из них, Володя Бусыгин, выдает себя за внебрачного сына отца этой семьи. Но Бусыгин не ожидал, что Сарафанов так безоглядно поверит вранью,
с такой щедростью и открытостью примет его за своего сына. И незаметно наступит момент, когда молодой шалопай врать уже не сможет. Согреется в атмосфере этого безалаберного дома, сроднится с этим вчера еще чужими людьми, чудесным образом превратиться в Старшего сына и Старшего брата, откроет в себе талант любить
и прощать.

Действующие лица и исполнители:

Сарафанов - народный артист России Евгений Смирнов
Бусыгин - Евгений Кочетков
Сильва - Руслан Шапорин
Нина, дочь Сарафанова - Мария Мекаева
Васенька, сын Сарафанова - Сергей Сизых
Макарская - Анна Ходюн
Кудимов - Владислав Пузырников
Сосед - Олег Теплоухов
Две подруги - Наталья Рыбьякова, Лариса Свиркова
Женщина - Ирина Герасимова

Премьера - 29 декабря 2007 г.

Сцены из спектакля




"Старший сын" в Омской драме

Юлия Ескина

Все люди - братья


Время, наверное, такое. Суетное, торопливое, прагматичное, слишком материальное. Нас все больше на Земле. И одиночества все больше. Хочется найти свой остро-вок, где всегда тепло и уютно, где будут только родные и близкие люди, где тебя примут таким, какой ты есть. Режиссер спектакля "Старший сын" Галина Бызгу, наверное, хотела создать такой мир. Мир, куда не доносятся отголоски суеты, отзвуки большого города, где все люди родные друг другу, но куда, увы, невозможно попасть, купив билет на обычный поезд. Это - предместье. (Именно так назывался один из вариантов пьесы Александра Вампилова "Старший сын"). Предместье - "перед местом", между небом и землей, еще (или уже) нигде, в некотором царстве, в некотором государстве. Этот мир состоит из вздыбленных пересекающихся плоскостей (сценография Алексея Вотякова), которые выносят его за рамки обычного пространства. Может быть, это Иркутск, родина Вампилова, может быть, никому неизвестное местечко Ново-Мыльниково, а может быть, некое место вне пространства и времени, где на часах всегда половина двенадцатого+ Это остров, заповедник, окруженный водой. Она тихо мерцает под мостками на авансцене - то ли обычная канавка, лужа, ручеек, то ли граница, грань, пересечь которую могут немногие.

+Все мы тут странники+ Метафора обозначается в зачине спектакля, когда все действующие лица выходят на сцену с чемоданами. Шум, многоголосье,
стук колесных пар. Вокзал. Мистическое место, где люди ждут, встречают друг друга, прощаются, уезжают навсегда.

И все-таки сюда, в это искривленное пространство попадают два молодых шалопая Бусыгин (Евгений Кочетков) и Сильва (Руслан Шапорин). Попадают совершенно случайно, провожая вечером девушек домой после знакомства. Наверное, им просто повезло. Только они пока не понимают этого. Заманили их две русалки (Полина Головина, Лариса Свиркова), привели, а сами упорхнули, оставив на улице предместья, в глуши, где темно, холодно и ветрено, и деревянные доски настила, поднимающегося над землей, постепенно темнеют от сыплющегося с неба то ли дождя, то ли снега. Но в домах тепло светятся окна. Там живут люди. Поначалу парням просто нужно где-то переночевать. Просто дождаться утра и электрички. Они еще не подозревают, что вынужденный обман, на который они запросто, с молодой легкомысленностью идут, чтобы попасть в теплую квартиру, погреться, может быть, выпить и остаться переночевать, перерастет в трудноразрешимую этическую про-блему. Не знают они (или с легкостью отмахиваются от сомнений), что невозможно обма-ном войти в чужую жизнь, семью, назвать чужого человека отцом, и так же легко уйти оттуда, не оставив следов в собственной совести или душах обманутых тобой. А в семействе Андрея Григорьевича Сарафанова (нар.арт.РФ Евгений Смирнов), сыном которого и представляется Володя Бусыгин, как раз назревает конфликт. Приятели попадают в самую гущу событий, незаметно втягиваются в нее и, в какой-то мере, оказываются катализатором событий и одновременно новой ниточкой, которая еще больше запутывает клубок семейных противоречий.

Здесь все непросто. Этот мир, долгое время хранимый наивной мудростью Сарафанова-отца, начинает распадаться. Дети выросли, и скоро он останется совсем один, этот странный человек, чудак, живущий музыкой и всю жизнь сочиняющий "то ли кантату, то ли ораторию" под названием "Все люди - братья". Он по-детски чист, смешон в своем простодушии и доверчивости. Смешон даже теперь, когда осознает драматичность и нелепость собственной несложившейся жизни, смешон и трагичен одновременно. "Старший сын" появляется в его жизни для него как спасение, как надежда на выход из тупика.

"Нет уж, не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову". Бусыгин не сразу понимает это. А когда понимает - отступать уже поздно. Как у Сент-Экзюпери - мы в ответе за тех, кого приручили. Роль сына и брата (старшего брата!), столь недальновидно взятая на себя поначалу, теперь становится и необходимой, и тяжелой. Евгений Кочетков в роли Володи Бусыгина - обаятелен, легок, свободен. В его умный взгляд, по-мальчишески живой и по-мужски чувственный, упрямые скулы, стреми-тельные движения влюбляется его "сестра" Ниночка (Мария Мекаева), к нему сразу при-вязывается Сарафанов-отец, признает старшим братом юный Васенька (Сергей Сизых). Бусыгин почти сразу становится энергетическим центром новообретенной семьи. Может быть, сам не желая этого. А узел затягивается все туже. Творит глупости младший сын Сарафанова - трогательный в своей импульсивности и искренности Васенька, безответно влюбленный в соседку Наталью Макарскую (Анна Ходюн). Собирается уезжать из дому с женихом дочь - красавица Ниночка, самая рассудительная в семье. Подливает масла в огонь приятель Бусыгина - легкомысленный Сильва, никак не желающий понять серьезность происходящего.

Само пространство сопротивляется. Оно настороженно следит за человеческими недоразумениями, оно не принимает их, оно напоминает о другом, приподнимает (хочешь этого или нет) над бытом, над повседневностью. Выносит туда, где на самом деле все люди - братья, в мир идей, который все-таки существует. Где нет одиночества, где не бывает неразрешимых конфликтов, сбываются мечты и все заканчивается хорошо.

Все заканчивается хорошо... Любому человеку хочется в это верить. И прожив целую жизнь с этими людьми, каждый из которых - живой, теплый, такой родной и знакомый, мы верим в это и выходим из зала, ощущая легкое и тонкое послевкусие - светлое и радостное. Оно остается надолго. В этом магическая прелесть спектакля, талантливой вампиловской драматургии, и игры актеров Омской драмы - настоящей, искренней и трогательной.

644043, Омск, Ленина, 8а   Все права защищены (с) 2011 г. БУК "Омский государственный академический театр драмы"
Решение: ДокСофт, Графика: АКСИОН