Спектакль начинается легко и непринужденно. Приятная музыка, несколько кружащихся по сцене пар, задорный диалог с уборщицей ремонтной мастерской не предвещают ничего нагнетающего. Но внезапно не появляются из-за стен – а будто каким-то мистическим образом проходят сквозь них, словно из преисподней, трое молодых людей с неживыми лицами. Это умершие фронтовые товарищи главного героя Роберта Локампа (Николай Сурков), с которыми он мысленно беседует, оставаясь наедине с собой.
Первая мировая война для Роберта Локампа не закончилась, не осталась в границах сухих дат истории – за ними сломанные судьбы и навечно раненные души таких же, как он, – людей, которых в учебниках зарубежной литературы обобщающе называют потерянным поколением. Вместе с друзьями он каждый раз заново проживает долгую и мучительную смерть товарища после газовой атаки, боль в проволочном каркасе на месте отрезанных ног соседа по госпитальной койке. Погибшие ребята – очень удачный режиссерский ход. Они и есть те воспоминания, которые, как тени, преследуют главного героя, голоса из прошлого, которое не уложить в несколько страниц дневника, не скомкать и не выбросить, чтобы потом, как советуют психологи, продолжить жизнь с чистого листа. Призраки пришли и исчезли на время, чтобы вернуться, когда отзвуки войны снова принесут в жизнь Робби боль и опустошение.
Послевоенный быт Локампа нельзя назвать беспросветным. Место в автомастерской друга Отто Кестера (Сергей Канаев) в период, когда люди каждый день теряют работу, можно считать большой удачей. Предлагая автомобиль Блюменталю (Александр Гончарук), он проявляет все качества успешного по сегодняшним меркам «продажника», который знает, с какой стороны удобней подойти к клиенту, какие струны зажать, а какие расслабить. Вечера он проводит за бутылкой рома в кафе «Интернациональ». Не обделен и женским вниманием – любая из разодетых девиц готова помочь ему забыться перед сном.
Трое друзей отлично проводят время, шутят и потешаются друг над другом, гоняют на импровизированном авто, философствуют. Особенно последний романтик Готтфрид Ленц (Егор Уланов) любит рассуждать о самолюбии, великом счастье и великом несчастье, любви и привязанности. Чего не скажешь о молчаливом Отто. И только подготовленный зритель, знакомый с романом Ремарка, проникается к нему уважением. Ведь именно он будет рядом с другом в самую тяжелую минуту, именно он продаст любимца «Карла», чтобы оплатить пребывание возлюбленной товарища в санатории. И тем самым пожертвует не просто последним, а своим детищем – машиной, с которой он был готов расстаться менее охотно, чем с собственной рукой. На такой поступок способен не каждый. Моменты, пропущенные в спектакле режиссером, невольно всплывают в памяти, и история становится еще более живой и близкой. Сценическая версия романа, как и само произведение, насыщено цитатами. Именно друзья подскажут Робби, что любовь сильнее его кровавого прошлого, и помогут ему поверить в нее.
Любовь врывается в жизнь главного героя так же стремительно, как появляется на дорогах неказистый, но сверхскоростной победитель гонок «Карл», собранный Отто Кестером по крупицам. Патриция Хольман в исполнении очаровательной Марии Токаревой – воплощение идеала любого мужчины. Она выделяется из палитры женских образов спектакля достоинством и чистотой, изяществом и элегантностью. Весь облик Пат говорит о том, что она создана для большой и светлой любви. С симпатией и уважением к ней отнеслась строгая, но добрая хозяйка пансиона Фрау Залевски (заслуженная артистка России Татьяна Филоненко) – она-то уж повидала всяких в своих апартаментах и знает толк в людях. Только вот Робби, по ее мнению, Пат не пара. И пусть действительно, на первый взгляд, между ними нет ничего общего – он не умеет танцевать, не любит оперу, слишком много пьет, – их соединяет что-то незримое.
То, что нельзя передать словами, в спектакле показано пластически. Любовная сцена Пат и Робби не смутит даже самого ревностного борца за нравственность. Страстная и динамичная, не спрятанная за ширмами, а, напротив, полностью распахнутая, подобно открытым и чистым чувствам героев, перед зрителем, она создана без тени пошлости и порочности. Это отдельное произведение искусства! И артисты купаются в нем, виртуозно владея техникой и чувствуя друг друга. Эпизод не впечатлит разве что любителей эпатажа и откровенных имитаций на сцене. А насколько силен по эмоциональному посылу финальный момент прощания… Но не будем раскрывать всех находок замечательной команды, сотворившей это великолепное действо. Многим еще предстоит им насладиться.
Отдельная и очень важная роль принадлежит декорациям. Поражает то, как художник смог обыграть на вид обычные кирпичные конструкции. Между ними, как между лабиринтами сумрачной реальности, движутся персонажи, на них балансируют, как на грани жизни и смерти. Голые стены, вращаясь, легко преобразуются то в скромную комнату главного героя, то в помпезное кафе «Интернациональ». Белые простыни в финале не только превращают стены в горы, где по сюжету расположен санаторий, но и символизируют приближающуюся смерть.
Оттенки настроений и чувств героев, полутона переживаний и ощущений точно передает свет. Живая музыка (скрипка, рояль, аккордеон) заполняет пространство сцены и зала и проникает прямо в сердце зрителя, словно помогая заглянуть в души героев. Юмор, порой тонкий, порой дерзкий, танцевальные и вокальные композиции в духе варьете, оригинальный грим и костюмы – легкую и невесомую ткань спектакля прошивают глубокие и важные смыслы, которые хотел донести режиссер.
«Работа стала делом чудовищной важности…», - говорит профессор Жаффе (Владислав Пузырников), и мы понимаем, что речь идет и о нас, людях, сидящих в зале. Мы слишком поглощены зарабатыванием денег, слишком зависим от модных вещей и предметов, слишком много времени тратим на пустые разговоры и соцсети, пытаясь все время напоминать о себе так называемым друзьям из ленты. И, может быть, в этой суете и гонке упускаем что-то настоящее, забываем о ценности простых мгновений, человеческих отношений и хрупкости и быстротечности жизни.
Комментарий
Георгий Цхвирава, главный режиссер Омской Драмы:
- Спектакль для молодых, потому что, мне кажется, театр – дело молодое. Здесь дебютировал в главной роли Николай Сурков, и я доволен его работой, так же как и работой нашей новой актрисы Марии Токаревой. Мне как человеку уже не молодому, интересно было поставить спектакль не только про любовь, а показать революционную ситуацию и приход фашизма, и эта инсценировка романа более приближена ко Второй Мировой войне.