Алексей Никишин, журналист, главный редактор еженедельника «Домашняя газета», Омск

Круче шампанского

Рецензия
По той простой причине, что в Омской драме, кроме уже упомянутого Руслана Шапорина, из которого получился не только пронзительный поэт де Бержерак, но и шикарный в своей харизме
граф Альмавива, есть Анна Ходюн, идеально совместившая в образе графини хрупкость и чувственность, иронию и красоту.
И Мария Токарева с Игорем Костиным, чьи Сюзанна и Фигаро так полны непосредственности и энергии, и при этом вкуса и ума, что поневоле выводишь их в лидеры заочного спора с другими парами исполнителей данных ролей порой в весьма известных постановках.
И целая россыпь прочих актерских талантов, создавших галерею второстепенных формально героев, каждый из которых на самом деле принципиально важен для созданной Александром Кузиным удивительно яркой и в то же время изящной мозаики спектакля.
«Женитьба Фигаро» – пьеса очень ансамблевая, сулящая режиссеру, располагающему доступом к сильной труппе и умеющему не только выстроить спектакль, но и тонко его оркестровать, почти гарантированный успех. В Омской драме все эти факторы сошлись и способствовали появлению настоящего театрального хита, билеты на который разлетаются чуть ли не в день появления в продаже.
Александр Кузин не стал навязывать комедии Бомарше извне привнесенные смыслы. Его спектакль вышел таким легким для восприятия, что кажется: режиссер просто позволил реализоваться на сцене ярким актерским индивидуальностям.
Но это тоже свойство настоящей режиссуры. Она умеет «не лезть в глаза». За пушкинской легкостью кузинского «Фигаро» (кто не вспомнил по поводу премьеры реплику из «Моцарта и Сальери» про «откупори шампанского бутылку»?) – свойственная настоящей классике глубина, когда из хитросплетения интриг, забавных ситуаций, комических разворотов сюжета рождается нетривиальный смысл.
О том, что человеком движет любовь. О том, что в стремлении к ней так легко оступиться, потерять себя и погубить другого. И что прощение, без которого она, настоящая любовь, немыслима, способно сомкнуть перед другим пропасть ада. Подарив счастье рая. Радость взаимности. Ощущение жизни и красоты.
Да, создатели спектакля рассказали зрителю не только захватывающую, остроумную, но и чувственную историю. Этому сильно помогает щедро сообщенный действу испанский колорит. Художник по костюмам Янина Кремер одела героев в яркие, несколько гротесково стилизованные под моду эпохи Просвещения костюмы.
А сценограф Кирилл Данилов поместил действие в багровые то ли рассветные, то ли закатные тона, расположив на заднике силуэт приготовившегося к атаке быка.
Символика корриды, излюбленного кастильского развлечения, пронизывает и пластику актеров, которые в разных сценах движутся то подобно матадорам, то словно в ритме танцоров фламенко, задаваемом  музыкой Василия Тонковидова. Бой быков и танец – это же такие исконно испанские формы поединка. Ну а разве не поединок любовь, да и вся человеческая жизнь?
Есть еще одна симпатичная, если так можно выразиться, особенность у нового спектакля Омского академического. В предшествующих постановках, а «Безумный день» стал третьей совместной работой Драмы и Александра Кузина после уже упомянутого «Сирано» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, режиссер показал себя мастером театра психологического. Художником, умеющим и любящим раскрывать человеческие характеры не только в статике, но и в динамике.
Как оказалось, то, что применимо к русской социальной и французской героической комедии, может отлично сработать и в образцово классицистической драматургии, требующей, в том числе, единства действия. В омской версии «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро» благодаря качеству труппы раскрывается масса психологических мини-сюжетов, за которыми, в рамках, конечно, основной линии, Александр Кузин и занятые им актеры демонстрируют помимо прочего идеальное чувство меры, чрезвычайно любопытно наблюдать.
Порой даже сложно было ожидать, что у персонажей второго плана в комедии Бомарше есть столь многообещающий потенциал. Но разве не уморительна коллизия с участием «мальчика», а на самом деле порядочной и при этом нарочито инфантильной орясины  Керубино, в роли которого так хорош брутальный Иван Курамов?
Разве не разросся до масштаба своеобразного комического альтер эго графа Альмавивы, казалось бы, «технический» у Бомарше персонаж – садовник Антонио в исполнении корифея омской сцены Валерия Алексеева?
Разве Олег Теплоухов не сделал своего Базиля сложным противоречивым типом, совмещающим в себе коварство и склонность к интриге с прямолинейностью и гордостью и даже, если хотите, моральным аккуратизмом?
Разве жуликоватые Марселина Натальи Василиади и доктор Бартоло Сергея Оленберга не переживают кто легче, а кто труднее настоящее нравственное перерождение? Не становятся людьми, умеющими любить, прощать и умножать добро все с той же остроумной легкостью?
Все это пиршество актерского мастерства становится, нет, не фоном даже, а продолжением и развитием главной партии, которую так убедительно ведет квартет Ходюн – Шапорин – Токарева – Костин. И вместе с ней создает то, что называется Театром с большой буквы. Искристым действом, где зрелищность отнюдь не отменяет глубины.  
Человечество, смеясь, расстается не только со своим прошлым. Но и с собственными заблуждениями, разочарованиями, ошибками, грехами. Смех есть радость, и радость есть любовь. Еще и об этом новый спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Пьера де Бомарше в постановке Александра Кузина в Омском академическом театре драмы. Средство от любой разновидности хандры, от легкой грусти до тяжелой экзистенциальной тоски, покруче самого изысканного шампанского.